Здоровье

Здоровье
ЗДОРОВЬЕ (англ. health) — в соответствии с определением ВОЗ (1948), «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Существует ряд др. определений: 1) индивидуальное Здоровье — естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский); 2) Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность; 3) индивидуальное Здоровье — это гармоничное единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо); 4) Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев). В широком смысле, Здоровье определяется возможностью организма адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами ресурсов и времени.

Как обрести душевное здоровье?
Чтобы обрести душевное здоровье, следует принять истину, жить в любви и быть добрым. Душевное здоровье это всегда позиция поисков чего-то весьма важного и фундаментального. Оно есть встреча с ценнейшими вещами из существующих, поскольку оно состоит из принятия реальности, жизни в любви и благожелательности. Мы существуем в курьезной ситуации, когда мы обязаны быть добры, если хотим бьггь здоровы, как ментально, так и физически. Однако, "быть добрым" возможно лишь отвергнув' капризы воли, так, чтобы истина могла превалировать, и не только внешне, но и особенно внутренне, в нашей психической жизни.

Психологическое здоровье безработных
Проблема безработицы является одной из наиболее значимых в социально-экономической сфере России. При этом психологический аспект данного феномена стал разрабатываться сравнительно недавно (М.Г. Гильдингерш, А.М. Осницкий, Т.С. Чуйкова). Установлено, что в ситуации безработицы наибольшие изменения происходят в феномене, называемом в зарубежных исследованиях "психическое здоровье". Психическое здоровье - сложный феномен. На сегодняшний день нет его однозначного определения и единого мнения о структурном составе, несмотря на достаточно большое количество исследований в данной области (О.Н. Кузнецов, Н.Д. Лакосина, В.И. Лебедев, Г.С. Никифоров, Г.К. Ушаков; О. Бэкер, А. Маслоу, Г. Олпорт, А. Эллис и др.). Теоретический и эмпирический анализ позволил установить, что среди наиболее часто выделяемых компонентов психического здоровья называют эмоциональный, потребностный, самооценочный.

Безработица и психическое здоровье: когнитивный подход
Реформирование экономики и развитие рыночных отношений в России выдвинули безработицу в число наиболее важных социальных проблем. В частности, в Уральском регионе службами занятости ежегодно регистрируется около 78000 безработных. Точное количество долговременных безработных (остающихся вне трудовой деятельности более 1 года) остается невыясненным из-за определенных правил, принятых при постановке на учет в службах занятости. Однако даже по официальным данным эта цифра составляет не менее 25% от общего количества незанятых (Н.М. Кравченко, 2000). Таким образом, существует определенный контингент людей, которые не могут - ни самостоятельно, ни с помощью системы служб занятости - вернуться на рынок труда. Причинами неудач при попытках трудоустройства являются как объективные, так и субъективные, психологические детерминанты. Несмотря на острую актуальность данной проблемы, изученными оказались далеко не все вопросы, относящиеся к проблеме детерминации психического здоровья социальным явлением "безработица".

Спорт - здоровье - нравственность
Разрушение инфраструктуры массового спорта и физической культуры населения незамедлило отразиться на здоровье молодежи, а в совокупности с утечкой спортивных талантов за границу сказывается и на уровне спортивных достижений в мировых и международных соревнованиях, а в конечном итоге и на статусе России как великой спортивной державы. Наиболее уязвимым для влияния и последствий социально-экономического кризиса в России, как и в любой другой стране, является подрастающее поколение. По последним статистическим данным из 147,5 млн чел. населения России 31 млн дети и 6 млн подростки. Вместе с тем демографическая ситуация в стране является пугающей по данным Госкомстата (1999) имеет место выраженная тенденция к убыванию и старению населения: резкое сокращение рождаемости ведет к недовоспроизводству и увеличению контингента старшей возрастной группы, которая вскоре достигнет 25%. По расчетам специалистов убыль населения России к 2016 г. составит около 8 млн чел.

Влияние профессионально-педагогической деятельности на здоровье учителей
Педагогическая деятельность входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов. Она изобилует множеством не только положительных, но и отрицательных эмоций, имеющих свои отличительные особенности: повышенную способность к генерализации по нервному субстрату, длительную задержку метаболических сдвигов на основе гуморальных факторов (адреналин, норадреналин, тираксин, АКТГ и др.). Кроме того педагогические коллективы в большинстве своем женские, а потому в них наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, динамическое заражение настроением друг друга, в том числе отрицательным. Не менее существенную роль в изменениях состояния организма педагогов играет структура личностных свойств. Для лиц, имеющих направленность на педагогическую профессию, характерен особый набор личностных свойств: низкая эмоциональная устойчивость, склонность к чувству вины, тревожность, низкая стрессоустойчивость и т.д. Все эти факторы приводят к возникновению у учителей психосоматических заболеваний, то есть таких заболеваний, при которых одним из этиологических факторов является психотравмирующее переживание, чаще действующее длительно, хронически.

Мотивация здорового образа жизни школьников
В настоящее время остается актуальной тема здоровья, повышение мотивации к его сохранению и формированию у подрастающего поколения. Здоровье - сложное интегральное (системное) образование, проявляющееся на всех уровнях организации человека (тела, души, индивидуальности и духа), которые тесно взаимосвязаны между собой. Здоровье характеризуют по статическим и динамическим критериям. В 50%- 55% случаев на здоровье человека оказывает влияние его образ жизни. Поэтому предметом нашего исследования стал образ жизни учащихся. Мы старались определить, является ли их поведение направленным на сохранение, укрепление и формирование здоровья. Исследование потребностно- мотивационно- целевой сферы нами проводилось в рамках гуманистического направления психологии.

К проблеме психического здоровья педагогов
Основной целью практической психологической работы с детьми является психическое здоровье ребенка [Дубровина И.В., 2000]. Психическое здоровье педагогов является одним из условий психического здоровья детей. Выявленные критические точки проявления доминантности, эмпатии и невротичности на рубеже 10-15 лет стажа работы позволяют наметить превентивные меры по сохранению психического здоровья педагогов. Ухудшение состояния нервной системы у педагогов вызывает снижение эмпатии, когда на сочувствие, сопереживание не остается эмоциональных сил. Невротизация, снижение эмпатии, доминантность - вот путь педагога к авторитарности. Низкие показатели эмпатии у женщин-педагогов соответствовали показателям эмпатии у мужчин (в норме). Женщины-педагоги, проявляя эмпатию в той степени, в которой ее проявляют мужчины, демонстрируют детям модель мужского, сдержанного в эмоциональных проявлениях поведения. При почти полном отсутствии мужчин в детских садах и школах такое сдержанное проявление чувств женщинами-педагогами можно было бы рассматривать как компенсирующее недостаток мужского влияния как в семьях, так и в учреждениях образования. Однако искажение женского образа негативно отражается на полоролевой идентификации детей. Да и на самих женщинах принятие мужской модели эмоционального выражения отражается не лучшим образом и приводит к нарушениям в эмоциональной сфере. Психологическая напряженность ведет к физической, вызывая целую серию психосоматических проявлений.

Психология здоровья - новая отрасль человекознания
Развитие валеологии, современной науки о здоровье, дало новый импульс к изучению психологических аспектов здорового человека. Психология здоровья формируется на стыке психологии и валеологии и все же в большей степени связана с медицинской психологией, в рамках которой может выступать в качестве отдельного направления. Психология здоровья масштабнее разделов психогигиены и психопрофилактики, поскольку не ограничивается целью предупреждения развития заболеваний, а ориентирована на цели совершенствования. Задачей указанного направления является изучение механизмов роста, обогащения личности и человека в целом. Само здоровье в психологии здоровья рассматривается в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком "запредельных" жизненных целей и задач, связанных с поиском истины и смысла жизни.

Отношение к здоровью и сексу современных подростков
В нашей стране, особенно в последнее время, о половом поведении и воспитании говорят много. Однако зачастую вопросы полового воспитания либо сведены к чистой физиологии, либо ограничены поверхностным морализированием. В ближайшее время наша страна придет к осознанию необходимости сексуального образования детей и подростков. Некоторые вопросы полового воспитания затрагиваются учителями на уроках валеологии, а в некоторых школах введен курс под названием "Этика и психология семейной жизни".

Факторы психического здоровья у женщин в перинатальном периоде
Актуальность темы обусловлена высокой частотой развития психических расстройств у женщин в период беременности и после родов, а также отсутствием их должной диагностики в женских консультациях и родильных домах. Так, по данным R.L.Spitzer (Spitzer R.L., 2000), у 20% из 3000 пациенток, обследованных амбулаторно в акушерско-гинекологической практике, обнаружены психопатологические расстройства, которые в большинстве своем (77%) могли остаться нераспознанными. В период беременности эти расстройства выявляются примерно у 40 % женщин. Больше половины от их числа (56%) составляют депрессии (Kelly R. еt al., 2001). Психические нарушения, возникающие у женщины в перинатальном периоде, оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка и на семейные отношения, приводят к нарушению готовности к материнству (положительная эмоциональная реакция женщины на беременность, принятие себя в роли матери).

Формирование саморегуляции как основы психического здоровья
Как показывает современная практика образования, основное внимание уделяется созданию ученику условий учебного становления и их совершенствованию (изменение содержания учебных программ, введение новых методов обучения и пр.). Это обусловлено тем, что обучение в школе предусматривает только передачу знаний (лишь в некоторых случаях целеустремленно добиваясь личностного становления), ставя учащихся в роль объектов педагогических воздействий.

Вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечения болезней
Вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечения болезней с давних пор находятся в сфере внимания традиционной медицины. Вместе с тем современные представления о сущности и путях обеспечения психического здоровья еще далеки от желаемой ясности. Вопросы психического здоровья неразрывно связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Верно найденные на них ответы в конце концов помогут нам понять главное: что такое здоровая личность. В проблеме психического здоровья вопрос о критериях оценки последнего является ключевым. При всей его важности он пока остается не изученным в должной мере. Понятно, что такое положение дел обусловлено прежде всего сложнейшей организацией психического мира человека. Каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Скорее всего решение будет найдено при комплексном подходе к оценке психического здоровья. Среди уже известных и называемых в литературе критериев психического здоровья особая роль, на наш взгляд, принадлежит психическому равновесию. С его помощью можно судить о характере функционирования психики человека с разных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т.е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями.

Психогигиена
ПСИХОГИГИЕНА (англ. psychohygiene) — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, главная цель которой — устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих. Важная задача психопрофилактики — ранняя диагностика и лечение начальных форм психических заболеваний. Своевременно проведенные мероприятия могут предупредить возникновение не только психических, но и некоторых соматических заболеваний (гипертония, инфаркт и др.).

 
Поиск по сайту

Популярные темы

Новые тесты

Это интересно
2010-2017 Psyhodic.ru
Все замечания, пожелания и предложения присылайте на admin@psyhodic.ru