Поиск по сайту

    

Личность

Психология личности
Психология личности — это отрасль науки, которая позволяет понять сущность человеческой природы и индивидуальности. Современная психология не может сейчас предложить общего определения личности. Причина этого лежит в сложности и многообразии того явления. Большое количество разнообразных концепций и гипотез о природе и механизмах формирования личности сведены в главные теории личности. В зарубежной психологии энергично формируются несколько теорий личности, наиболее существенными из которых являются следующие пять: психодинамическая, феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная.

Природа человека. Личность в философии, социологии и психологии
Ставя вопрос о природе человека люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании. Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale), то «общественное животное» (zoon politikon), то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens.

Личность и субъект: проблема соотношения понятий
"Личность" и "субъект" - два давних соседа не только в психологической, но и философской литературе. Казалось бы, за многие столетия работы с данными понятиями философы и ученые должны были бы установить, что за реальность скрывается за ними, и насколько различны или схожи между собой те области реальности, которые мы ограничиваем при их употреблении. Однако на деле мы видим, что психологи так и не смогли договориться между собой о содержании названных понятий и об их соотношении. Причину такого положения вещей мы усматриваем в отсутствии четкой определенности в содержании каждого их данных понятий, т.е. в их многозначности.

Личность и научное познание
Потребности личности в знаниях заданы ее принадлежностью к определенным социальным группам и обществу. Чтобы стать мотивом деятельности, потребность в знаниях должна отобразиться с сознанием личности. Это отражение может быть более или менее полным, а иногда и превратным, так как каждый человек планирует и осуществляет свою деятельность в соответствии с конкретными разнообразными обстоятельствами жизни, руководствуясь личным опытом. Освоение научных знаний расширяет горизонт видения мира, развивает познавательные способности, формирует творческий потенциал личности. В то же время следует отметить, что знания необходимый, но не достаточный ориентир, если их усвоение происходит в отрыве от других ценностных ориентиров (нравственных норм, общественного идеала и других).

Личность детей c различными формами психического дизонтогенеза
В современной психологии личность рассматривается как сложное динамическое и структурное образование. Разработанные Б.Г.Ананьевым и его учениками принципы построения структуры личности в онтогенезе имеют важное методологическое значение при изучении психического дизонтогенеза. Структурно-генетический подход позволяет выявить степень целостности развития личности и ее многокачественность.

Маргинальная личность
МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. margo — край) — личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, маргинальная личность испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад.

Личность и коллектив как объекты управления
Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных - социальной роли и "Я". Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется. Как пишет И. С. Кон, "интернализованная роль - это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям".В аналогичном смысле Б. Д. Парыгин употребляет понятие "включенность в деятельность", отмечая далее, что эта включенность "характеризуетсяопределенной степенью соответствия или несоответствия внутреннего, психического состояния, настроя личности в целом тем требованиям, которые предъявляют ей конкретные условия протекания той или иной деятельности".

Относительную самостоятельность и активность личность приобретает благодаря своим практическим взаимоотношениям с другими людьми
Но этот процесс не может проходить по законам индивидуальной деятельности: личность влияет на личность, приводя к совокупному субъекту деятельности. Достижение индивидуальности возможно лишь в результате совместной деятельности, когда один привносит в опыт другого нравственные и когнитивные оценки. Особенно важен механизм вклада в обучении личности на разных этапах онтогенеза. Б.Г.Ананьев обратил внимание на механизм вклада как фактор развития индивидуальности в работе о психологии оценки учителя. Он считал, что худший вид оценки - ее отсутствие, так как это лишает личность когнитивных ориентиров.

О соотношении понятий "личность" и "индивидуальность"
Формулировки понятий, упомянутых в заглавии, принадлежат, в одном случае, Б.Г.Ананьеву, в другом Б.Ф.Ломову. Б.Г.Ананьев определяет индивидуальность как "глубину личности" ("Человек как предмет познания"), а Б.Ф.Ломов - как "вершину личности" ("Методологические проблемы психологии"). Противоречие между этими двумя формулировками внешнее, и возможности его преодоления содержатся в существе позиций авторов. Так, Б.Г.Ананьев указывает, что "индивидуальность" всегда есть индивид с комплексом природных свойств, которые являются первичными по отношению к социальным характеристикам. В этом смысле индивидуальность действительно определяет исходную глубину в структуре личности. С другой стороны, эта же природная обеспеченность социально-значимых психологических черт повышает их качества по ряду критериев и потому формирует действительно высшие, "вершинные" характеристики в психологической структуре человека, в структуре его личности.

К вопросу о содержании категории "личность" в психологии
Одним из существенных аспектов современной психологической науки является изучение, интерпретация и прогнозирование поведения человека. Наиболее часто теоретические построения и экспериментальные конструкты в указанной области опираются на категорию "личность", прочно вошедшую в тезаурус психологической науки. В процессе дефинирования данной категории, как правило, подчеркиваются индивидуальные различия, предлагается некоторая гипотетическая организация (структура) личности, констатируется эволюционный характер ее развития, отмечается относительная устойчивость и непрерывность личности во времени.

Личность подростков с девиантным поведением
Среди пограничных нервно-психических расстройств подросткового возраста в последние годы на первое место выдвинулись синдромы девиантного поведения [Сосюкало О.Д. и др., 1987]. Для раннего выявления склонности к девиантному поведению, а также с целью разработки психопрофилактических программ необходимы знания о структуре девиантной личности, определение «мишеней» для психокоррекционной работы. Целью нашего исследования явилось изучение личностных особенностей подростков с различными формами и степенью выраженности девиантного поведения. Исследование личности подростков осуществлялось с помощью опросника Р.Кеттелла и патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного Н.Я.Ивановым и А.Е.Личко.

Влияние на личность оценок других
Вопрос как влияют на личность, её формирование и развитие, оценки «других» людей, социума, культурные традиции, этические нормы активно обсуждался и обсуждается в психологии. В гуманистической психологии этот вопрос рассматривался в работах А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, в отечественной психологии Л.С. Выготский занимался изучением эмоционально-мотивационной сферы социализации, обобщающие и объединяющие этих авторов, работы созданы Ю.Б. Гиппенрейтер. По мнению А. Маслоу, «Каждый человек (за редким исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой, и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворённая потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые в свою очередь служат почвой для уныния, запускают компенсаторные механизмы».

Особенности социального влияния на личность подростка
На современном этапе развития психологии существует множество исследований феномена социального влияния на личность (Ф.Зимбардо, М.Ляйппе, Э.Фромм, М.Раттер и т.д.). Возраст, в котором социальное влияние оставляет наиболее значимые "следы" - подростковый. Но именно в этой области таких исследований недостаточно. Социальное влияние - это воздействие группы (социума) на психологию и поведение индивида, которое проявляется в стремлении быть принятым группой (Ф.Зимбардо). В связи с этим особое внимание мы уделяем стремлению к принятию и страху отвержения как основному мотивирующему фактору. Социальное воздействие на личность настолько велико, что некоторые изменения, порождаемые психологическим влиянием группы, исчезают как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при отдельных условиях превращаясь в личностные черты. Целью нашей работы является исследование природы позитивного и негативного социального влияния на личность подростка, выявление взаимосвязи между последствиями социального влияния и различными личностными характеристиками, формирования практических рекомендаций для педагогов и психологов при работе с подростками.

Личность и коллектив как субъекты управления
Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом, и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать "совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям. При классификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи, говоря об этих функциях, рассматривают последовательно стадии управленческого цикла. Начало такого подхода относится еще к работам одного из основоположников научной организации труда и управления на Западе А. Файоля, который выделял следующие элементы "административных операций": предвидение, организацию, распорядительство, согласование, контроль.

Авторитарная личность
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ (англ. authoritarian personality) — комплекс личностных характеристик, включающий, с одной стороны, переменные когнитивного стиля (ригидность, нетерпимость к неопределенности и когнитивной сложности, догматизм) и социально-политические установки — с другой (конформизм, консерватизм, этноцентризм, антидемократизм, предубеждения к меньшинствам, расистские взгляды).

Основные типы конфликтных личностей
Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк; В. П. Захаров, Ю. А. Симоненко), опишем 5 основных типов конфликтных личностей.

Концепция личности А. Н. Леонтьева
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями». Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А. Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: «личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности». Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

Личность и наука: постановка проблемы
Что побуждает человека заниматься определенной наукой? Почему возможно явное предпочтение одной или нескольких областей знания? Н.Винер, лауреат Нобелевской премии, на вопрос о том, что побудило его заняться математикой, отвечал следующим образом: "Думаю, что одна из главных причин состояла в том, что я очень остро, наверное даже можно сказать болезненно, реагировал на неразрешенные математические проблемы" [2, с.81]. Такой ответ позволяет задаться следующими вопросами: как психологически обусловлено подобное избирательное отношение к проблемам, задачам определенного класса? Почему именно об этих вопросах, задачах, проблемах интересно думать, размышлять?

Концепция личности С. Л. Рубинштейна
Первое на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности. Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок,интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

Концепция личности К. К. Платонова
Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются: отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного; внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру; каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение); объективно существующая иерархическая зависимость подструктур; исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: « личность как сумма психических свойств», «личность как опыт человека», «биологизация» личности, «социологизация» личности.

Социально-биологический смысл феноменов личности и ндивидуальности
Развитие любых систем (в том числе биологических и социальных) включает в себя две разнонаправленные тенденции: сохранение и изменение. Сохранение осуществляется через адаптационные механизмы наследственности (в том числе социальной наследственности - стереотипы, нравы, обычаи). Это адаптация к известному. Изменчивость реализуется путем приспособления к неизвестному через поиск новой информации и приобретение избыточных свойств, актуально не нужных.

Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российских ученых
Ряд ценных идей, касающихся проявления внутреннего мира людей и духовной стороны их общения, содержится в трудах русских мыслителей XIX — начала XX вв. Петра Лаврова (1823—1900) и Николая Михайловского (1842—1904). Они рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, — в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности. Особое внимание уделяли они анализу "солидарных" действий людей, направляемых их общими интересами. По словам П. Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития. Под солидарностью понимается "сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным" и "что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей". Солидарность — это "общность привычек, интересов, аффектов или убеждений".

Возможные «я» как единица анализа личности
Многие эмпирические исследования в области психологии личности посвящены нахождению валидной единицы анализа личности, способной объяснить и предсказать поведение человека. В 1986 году Х.Маркус предложила «возможные Я» как единицу анализа личности, которая обладает целым рядом преимуществ перед остальными. Согласно проведенным Х.Маркус исследованиям, «возможные Я» обладают высоким диагностическим потенциалом. «Возможные Я» – это набор представленных в сознании человека желаемых или вызывающих опасение самостей, которые формируются в ходе жизненной практики и позволяют обнаружить творческую природу «Я», а с другой стороны, степень, в которой «Я» социально детерминировано и ограничено. «Возможные Я», согласно Х.Маркус, в качестве своей основы имеют представления о себе в прошлом и включают представления о себе в будущем. Это вид знания о себе, который особенно чувствителен ко всем изменениям. Нестабильность окружающей среды не вызывает изменений в устойчивой части «Я»-концепции, но временно актуализирует те или иные возможные «Я», которые, в свою очередь, определят текущие взгляды на себя. Выступая когнитивной формой мотива или цели (представление себя в целевом пространстве), возможные «Я» выступают в форме побуждения к тому или иному поведению. Таким образом, возможные «Я» создают диффузное поле изменчивости «Я»-концепции, следовательно, концепция «возможных Я» объясняет вариативность поведения человека в различных ситуациях. Теоретическая привлекательность «возможных Я» побудила к исследованию диагностического потенциала данной единицы анализа.

Изучение феномена личности с позиций системного подхода
Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Но приходится согласиться с тем, что «многовековые поиски понимания психологической сущности личности и формулировки ее общепринятого определения еще не завершены» [Платонов К.К., 1986]. Причиной этого являются, с одной стороны, большое многообразие и разнообразие существующих подходов к пониманию феномена личности, ее структуры и функционирования, а с другой стороны – отсутствие в современной психологии общепризнанной системы психологических понятий.

Концепция личности А.Ф. Лазурского
Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. По мнению В. М. Бехтерева «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой». Рассматривая характер взаимоотношений между ними В. М. Бехтерев отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями».

Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга
Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от него отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а "психическая энергия как таковая".Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные "душевные побуждения или силы ", энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений".Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, которая однако не творится человеческим индивидуумом по произволу, а, напротив, сама преформирует (преобразует) его в процессе пробуждения феномена сознания.

Влияние личности руководителя малого предприятия на эффективность деятельности коллектива
Известно, что продуктивность предприятия во многом определяется личностью руководителя, стилем управления, способностью к инновационной деятельности с сочетанием менеджерских качеств. В последнее время стиль и личность руководителя становятся объектом различных исследований, значение которых велико, так как результаты исследований и выявленные закономерности могут обеспечить психологическую оснащенность этой сферы деятельности.

Модель психической структуры личности в концепции 3. Фрейда
Бессознательное ("Оно") может взаимодействовать одновременно с двумя системами — "Сверх-Я" и "Я" и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и подсознательном уровнях. Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если "Я" будет неспособно восстановить между ними равновесие. Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном "Я", которое может не только определить требования "Оно", но и преодолеть давление со стороны "Сверх-Я". Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям "Оно", то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, — раздражением, тревогой и отчаянием.

Концепция личности В. Н. Мясищева
Анализируя взгляды В. Н. Мясищева на личность следует подчеркнуть, по меньшей мере, два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности. Первое из них в том, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций». Это принципиальное положение, по-видимому, и определило специфику его взглядов на структуру личности, где нет отдельных составляющих, но есть психологическая данность – отношение, замыкающая на себя все другие психологические характеристики личности.

Концепция личности А. Г. Ковалева
Личность в трудах А. Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.).

 
2010-2015 Psyhodic.ru
Все замечания, пожелания и предложения присылайте на admin@psyhodic.ru