Игра

Игра
ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. play) — один из видов активности человека и животных. Игра — форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира. Детская игра — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Игра как конфликтная конструкция
Большинство исследований, посвященных игре, начинается с утверждения о необыкновенной многозначности и неопределенности слов языка, описывающего это явление. И действительно, под словом "игра" может подразумеваться многое, что на первый взгляд относится к совершенно разным областям жизни: спорт, лотерея, правосудие, театр, война, казино и т.п.. В связи с этим игру исследовали в рамках самых различных научных дисциплин. Но если из любого описания игры и из любой "живой" игры попробовать извлечь конфликт, можно смело утверждать, что исчезнет сама игра. Органическую связь между игрой и конфликтом достаточно отчетливо отмечал З. Фрейд. Он не излагал своей собственной теории игры, а в попытках "проникнуть по ту сторону принципа удовольствия" предложил следующее: ...Оставить темную и мрачную тему травматического невроза и обратиться к изучению работы психического аппарата в его наиболее ранних нормальных формах деятельности. Я имею в виду игру детей.

Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции
Результаты исследований свидетельствуют об эффективности изучения иностранных языков с помощью метода ролевой игры. В процессе овладения иностранными языками в условиях ролевой игры обучаемые придают всё больше внимания процессу практического овладения иностранным языком в ситуациях учебного общения, чаще стремятся выражать свои мысли, не боясь допустить грамматические ошибки, чаще запоминают новую лексику непроизвольно, в ходе общения, легче формируют свои высказывания, стремятся к глобальному пониманию общего смыслового содержания устного и письменного текста, не обращаясь к словарю за выяснением деталей и, наконец, все больше удовольствия им доставляет живое общение на иностранном языке. Игры тренируют освоение норм речевого этикета в условиях игрового взаимодействия и социального общения на иностранном языке.

Игровая терапия
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ (англ. play therapy) — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в нач. 1920-х гг. в форме игровых инсценировок-драматизаций (т. н. психодрама, предложенная Я. Морено) для перестройки отношений и системы переживаний больного человека. В современной психотерапии взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Проблема потребности в игре
Исследования феномена игры неоднократно предпринимались с различных позиций. "Материалистическая психология" и педагогика описывали игру как "средство социальной адаптации", иногда - как "развлечение", противостоящее и "труду", и "учению". Игра определена как "организуемая взрослыми форма подготовки ребенка к будущей жизни в человеческом обществе" (С.Н.Карпова, Н.Г.Лысюк) и как "своеобразная форма деятельности детей, предметом которой является взрослый человек" и "такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности". Использование словосочетаний "игровая деятельность" и "дидактическая игра", явно свидетельствует о неспособности авторов различать игру и целенаправленную деятельность! Радикальное отличие деятельности от игры состоит в том, что в первой необходимо сознательное целеполагание. В игре целеполагание необязательно и носит условно-символический характер.

Проявление дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Вопрос о появлении и развитии творческого мышления детей дошкольного возраста является одним из важных вопросов педагогики и психологии. Период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческого мышления. Максимальные возможности для этого заложены в основных видах деятельности ребенка, в первую очередь в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста, благодаря которой в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Развивающие игротехнологии как средство социальной адаптации подростка
Социальное влияние на личность подростка может быть как позитивным, так и негативным. Воздействие социума (группы) на психику и поведение индивида, проявляющееся в подростковом возрасте как стремление быть принятым в группу, помимо стремления к принятию может приводить и к появлению страха отвержения. Все это формирует тревожность, эмоциональное напряжение и зачастую агрессию в поведении ребенка (асоциальное поведение). Необходимо также учитывать специфику психики и поведения, которые носят дезадаптивный характер у детей, находящихся в закрытых и полузакрытых учреждениях, подростков, лишенных родительского попечительства. Такие подростки порою изолированы от общества, отчуждены от него. И в то же время они, находясь зачастую в постоянном непрерывном контакте друг с другом, испытывают еще более сильную эмоциональную напряженность, тревожность, рост агрессии. Адекватное ситуации поведение формируется редко, сменяясь пассивной, игнорирующей, агрессивной позицией по отношению к другому, к миру и жизни в целом.

Разрешение возрастных противоречий в игре подростков
Исследование подростковой игры актуально, поскольку такого рода самопроизвольные формы поведения подростков, которые мы относим к игровым, а) многочисленны, б) не имеют своей атрибуции в отечественных психологических концепциях. По литературе мы имеем данные об игре дошкольников и даже младших школьников. Игре в этих возрастах посвящено большое количество исследований. Глубоких исследований игры в подростковом возрасте не существует. Результаты проводимого нами исследования, предметом которого были игровые характеристики подросткового поведения, показали, что игровые формы в этот период не только активно эксплуатируются, но и играют важную роль в психическом развитии подростков.

Психологические механизмы мотивации подростка в ролевой игре
Исследование механизмов мотивационной сферы человека сочетает в себе высокую теоретическую и практическую значимость. Со времен древних философов рассматривались проблемы обусловленности поведения, проблемы о взаимовлиянии сознания и деятельности, смысловых образований и деятельностных возможностей личности. Исследования Л.С.Выготского, И.С.Кона, Д.Б.Эльконина раскрывают важную роль ролевой игры в развитии подростка, которая обеспечивает общение как ведущую деятельность в этом возрасте. Наряду с различными видами стихийно создающейся ролевой игры (Н.П.Аникеева, С.А.Шмаков) выделяется ситуационно-ролевая игра, являющаяся "специально организованным соревнованием в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, регламентированным правилами" (Б.В.Куприянов, М.И.Рожков).

Компьютерные игры: жизнь и виртуальная реальность
"И не может ли получиться так, что растущее племя уйдет в виртуальные миры и мы не сумеем понять, вернется оно к нам или нет" - написал А.Г.Асмолов в комментарии к книге Бурлакова И.В. "Homo Gamer: Психология компьютерных игр". Недавно в программе "Вести" показали сюжет: в США подросток застрелил несколько своих одноклассников; когда его схватили полицейские, произнес: "GAME OVER". Действительно: игра закончилась, став реальностью. В одном из компьютерных клубов Санкт-Петербурга мы провели исследование с использованием методов опроса, интервью и наблюдения. Опрошены были все посетители, купившие ночной пакет: 21 человек, возраст - от 8 до 26 лет, мужчины, средний возраст - 17 лет. Опрос показал, что 81% из них иногда играют в компьютерные игры больше суток подряд; 14% прогуливают уроки в школе для того, чтобы поиграть в клубе; 52% хотели бы играть каждый день; у 48% испытуемых бывает ощущения продолжения игры после выхода из клуба.

Л.С.Выготский о роли игры в развитии рече-мыслительной деятельности
Л.С.Выготский определял игру как главный “тракт” культурного развития ребенка, прежде всего, его символической деятельности. В игре ребенок осваивает новый тип взаимоотношений мысли и слова. Она является новым видом поведения, в котором действие в мнимой ситуации освобождает ребенка от ситуационной связанности и он учится определять поведение не только непосредственным восприятием вещи или непосредственно действующей на него ситуацией, а ее смыслом.

Переживание присутствия игрушки как форма игрового контакта с ней
1. Игровое поведение имеет иерархическую структуру. Развиваясь, малыш осваивает все новые виды игры, не теряя уже освоенное, а гибко используя весь свой игровой репертуар в зависимости от потребностей, желаний и требований игровой среды. Исследователи выделяли несколько видов игры. Одна из самых известных классификаций принадлежит Д.Б.Эльконину, который описал: манипулятивную игру; ролевую игру; символическую игру; игру по правилам. 2. Однако результаты нашего исследования показали, что существует еще одна форма игрового контакта, которую удобно назвать игровое соприсутствие и которая выпала из поля зрения исследователей игры.

Преодоление подавления в практике игротерапии
Долгое время считалось, что причины психологических нарушений у детей и способы помощи следует искать в обучении и воспитании. Игра ребёнка оставалась в тени. Впервые в психотерапии она была использована З. Фрейдом. На основании наблюдений за игрой Ганса он определил, что трудности мальчика связаны с эмоциональной сферой, и дал свои рекомендации о том, как родителям реагировать на поведение сына. Маленькие дети не обладают достаточными языковыми возможностями, когнитивными навыками, чтобы использовать для общения такие абстрактные сущности, как слова (Piaget, 1951). В книге "Дети и война" А. Фрейд2 (1944) обращает внимание на особенности реагирования детей на бомбёжку Лондона. Пережитое они выражали в игре: под завывание сирен сбрасывали "бомбы" на построенные из кубиков дома, спасали раненых, снова строили, снова сбрасывали, снова пожары, разруха и жертвы - и так несколько недель. По наблюдениям А. Фрейд, в отличие от взрослых, дети не испытывали потребности рассказать о том, что они пережили.

Ролевые (моделирующие) игры
«Ролевые Игры» - название молодежного движения, имеющего своей целью проведение мероприятий, в которых имитируются условия фантастических и исторических миров. Движение РИ своим появлением объявляет первое массовое мероприятие, проведенное в 1990 году (Хоббитские Игрища). Термин «Ролевая Игра» (РИ) практически не имеет определения по отношению к тому социокультурному явлению, которое возникло в конце 80-х – начале 90-х годов в нашей стране. Суть «предмета» РИ – моделирование межличностных и микросоциальных отношений между людьми, играющими определенные роли.

Игротерапия как метод коррекции поведения
Социальная изоляция детей с ограниченными возможностями является важной проблемой в настоящее время . У большинства из них нет друзей и товарищей по играм, они избегают социальных контактов. Их мир ограничен стенами квартиры, а общение - семьей. Поэтому дети с ограниченными возможностями больше всего нуждаются в свободной и безопасной межличностной коммуникации. Для подтверждения гипотезы о положительном влиянии групповой игротерапии на поведение детей с ограниченными возможностями проводится исследование на базе научного центра Тамбовского государственного университета. Задача работы состоит в разработке комплекса групповой игротерапии, позволяющего корректировать те особенности поведения этих детей, которые вызваны их социальной изоляцией.

Психологические игры в развитии творческих способностей школьников
Объем общечеловеческих знаний о мире увеличивается с такой скоростью, что происходит обесценивание знаний, полученных человеком не только в средней, но и в высшей школе. В связи с этим я считаю целесообразным разработку и применение новых программ, целью которых является активизация познавательных процессов и развитие творческих способностей учащихся. Одну из таких программ я разработала в 1995 г. и применяю на практике на базе Харьковской областной санаторной школы-интерната для детей больных диабетом. Теоретически данная программа опирается на концепцию гуманистической теории личности, признающей приоритет творческой стороны в человеке. А.Маслоу указывал, что творчество является наиболее универсальной чертой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, он рассматривал творчество, как черту потенциально присущую всем от рождения.

Система игр, развивающих интеллектуальные способности детей
В нашем исследовании мы придерживались функционально-уровневой интерпретации интеллекта (Б.Г.Ананьев) как определённой иерархически организованной структуры познавательных способностей индивида. В основе этой иерархии находятся сенсорно-перцептивные способности, в частности целостность, аналитичность, структурность образа восприятия, выявляемые тестом прогрессивных матриц Равена и субтестами Векслера ("Недостающие детали", "Кубики Косса", "Складывание фигур из разрозненных деталей"). При обнаружении у испытуемых недостаточности перцептивного компонента интеллекта используются игры, развивающие логичность образа восприятия: "Сложи узор" Б.Никитина, "Реставратор", "Сложи изображение животных или автомобиля", "Мозаика".

Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
Миллионы людей со всего мира увлекаются компьютерными играми, уделяя этому занятию, много времени, зачастую в ущерб работе, учебе и т.д. Все это, в совокупности с фактом увеличения числа компьютеров и увлекающихся играми людей, говорит о том, что вопрос требует изучения со стороны ряда наук, и психологии в первую очередь. Цель работы: исследовать степень влияния разных типов компьютерных игр на уровень агрессивности подростков. Были поставлены следующие задачи: проанализировать разные подходы к изучению агрессивности человека; проанализировать разные подходы к изучению влияния компьютерных игр на подростков; сформулировать гипотезу относительно уровня агрессивности подростков, увлекающихся разными типами компьютерных игр; провести исследование психического состояния личности подростков 13-15 лет увлекающихся разными типами компьютерных игр; провести исследование агрессивности подростков 13-15 лет увлекающихся разными типами компьютерных игр.

Игротерапия как метод коррекции поведения и общения у трудных школьников
Важной в работе психолога является проблема трудных детей с малоадаптивными стереотипами поведения и общения. Возникает потребность в изучении этой проблемы и путей ее разрешения. Одним из методов изменения малоадаптивных стереотипов является метод игротерапии. Задачами работы выступили: организация экспериментов по игротерапии, включая методическое обеспечение занятий; анализ проведенных занятий; общие выводы по использованию метода игротерапии. Целью данной работы являлось изучение опыта применения игротерапии с трудными детьми, выявление проблем применения, создание системы коррекционных занятий и анализ результатов. Исследовательская работа состояла из 4 направлений.

 
Поиск по сайту

Популярные темы

Новые тесты

Это интересно
2010-2017 Psyhodic.ru
Все замечания, пожелания и предложения присылайте на admin@psyhodic.ru